Как известно, каждое полушарие нашего мозга отвечает за свои функции в организме.
При этом важна не только правильная работа каждого полушария по отдельности, но и их взаимодействие.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Педагоги-психологи на своих занятиях используют различные упражнения для тренировки межполушарного взаимодействия, например зеркальное рисование и раскрашивание, кинезиологические упражнения.
Такие упражнения являются отличной «гимнастикой» для мозга и подходят для любого возраста. Они дают толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики.
Учебный стресс и как с ним бороться
Учеба – очень энергозатратный процесс, который требует огромного напряжения сил. И порой этот процесс превращается в настоящий стресс для ученика, который исследователи называют «учебным» из-за характера воздействий окружающей среды на нервную систему. Педагоги-психологи ГАУАО БЦССУ «Радуга» подготовили несколько советов по снижению уровня учебного стресса.
Учебный стресс = информационный + эмоциональный
Информационный стресс — первая составляющая стресса учебного. Это состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справиться, не может принимать решения в поставленном темпе.
Информационный стресс завязан на сильную эмоциональную составляющую, которая проявляется в изменении общего эмоционального фона, в негативных эмоциях, изменениях в характере.
Учебный стресс рождает экзаменационную тревожность – физиологическое состояние, при котором люди испытывают сильное беспокойство, дискомфорт до и во время экзаменов, контрольных работ и прочих проверок знаний.
Как снизить уровень стресса
1. Повторять информацию. После обучения необходимо проработать материалы, попробовать порешать задания, применить знания на практике, рассказать полученную информацию другу.
2. Соблюдать лимит на количество информации. У каждого человека память и внимание ограничены, у каждого есть определенный лимит на принятие решений в день.
3. Пользоваться мнемотехниками. Полезно визуализировать, реализовать на практике полученные знания. Например, нарисовать картинку, сделать схему, конспект, провести эксперимент, составить историю по мотивам информации, которую выучили.
4. Обеспечить правильный отдых и полноценное питание.
Регулярность и последовательность отвечают за формирование привычки. Когда человек входит в определенный режим, позже он сможет запоминать и воспроизводить больше информации, реже отвлекаться.
«Психологическая перезагрузка»
Одним из эффективных и признанных методов борьбы с негативными эмоциями, стрессами и профилактикой эмоционального выгорания является обучение приемам релаксации. Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, всех тех, чья деятельность невозможна без общения. Даже первая исследовательница этого явления К. Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическое напряжение и восстановить силы.
На практическом занятии в темной сенсорной комнате педагоги центра под руководством психологов познакомились с разными приемами релаксации. Были опробованы приемы релаксации, связанные с дыханием, с управлением тонусом мышц и с использованием образов. В конце занятия все участники получили рекомендации, как завершать свой рабочий день и переключаться на отдых.
Помните, что неразрешимых проблем нет. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Хорошее самочувствие – это не состояние, а действие!
Детские ссоры и конфликты – неизбежная составляющая детских коллективов. До определенного возраста дети нередко нуждаются в помощи взрослого, чтобы выстроить социальную коммуникацию, принести извинения или наоборот принять их. Не менее важно научить ребенка распознавать свои чувства и эмоции, это поможет ему понимать чувства других людей.
Для воспитанников младших классов педагоги-психологи ГАУАО БУЦССУ «Радуга» провели занятие на тему «Стоп-конфликт», где в игровой форме познакомили ребят с понятием «конфликт» и разными способами разрешения конфликтных ситуаций, поработали над умением контролировать своё эмоциональное состояние и выражать негативные эмоции конструктивным способом.
Педагогами-психологами ГАУАО БЦССУ «Радуга» на очередном занятии по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни использовалось одно из направлений арт-терапии – коллаж. Тема занятия была «Мое будущее». В процессе создания коллажа на эту тему дети приклеивали кусочки бумаги, журнальных или газетных вырезок на лист формата А3 таким образом, чтобы создать композицию.
Техника коллажа понятна и проста в своем применении. Она позволяет работать с разными стилями, материалами, сочетать различные элементы, чтобы на финише получить уникальный и неповторимый результат. Работа над коллажем помогает сформулировать и облачить в материальную форму представления и мечты ребенка о собственном будущем, способствует развитию умений анализировать и обобщать свои мысли, чувства, содействует расслаблению и развитию чувства свободы, а поиск нестандартных решений при выполнении задания позволяет заново познакомиться с самим собой.
В процессе занятия и обсуждения итогов воспитанники делились, кем они хотят стать в будущем и строили планы на самостоятельную жизнь, а также учились определять и проговаривать, что им необходимо сделать для достижения своих целей.
«Каменный арт»
Педагоги-психологи совместно с педагогом-библиотекарем провели занятие по росписи камней для воспитанников ГАУАО БЦССУ «Радуга» с ограниченными возможностями здоровья.
Роспись камней – завораживающее занятие, которое помогает снимать внутреннее напряжение во время медитативного нанесения жизнерадостных красок на твёрдую поверхность, а также раскрывает творческий потенциал ребенка.
Для ребят с ограниченными возможностями здоровья такие занятия позволяют развивать их творческие способности, мелкую моторику рук, воображение и пространственное мышление, уверенность в своих силах.
Помимо этого способствуют формированию таких качеств, как терпение, аккуратность, чувство композиции и цветовосприятие.
Воспитанники с удовольствием расписывали камешки в виде божьих коровок.
Творческая и теплая атмосфера арт-терапевтического пространства располагала к фантазии, к спонтанности и свободе самовыражения.
В процессе работы можно было наблюдать, как уходит эмоциональное напряжение и зажатость, и появляются положительные эмоции, удовлетворенность от полученного результата.
«Книга жизни ребенка»
Любому человеку важно расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на все, что с ним произошло.
Помочь в этом ребенку может «Книга жизни».
«Книга жизни» – это красочное и познавательное материальное свидетельство, с помощью которого ребенок может реконструировать свой жизненный опыт и сформировать целостное восприятие самого себя.
Воспитанники ГАУАО БЦССУ «Радуга» при помощи и поддержке педагогов-психологов оформляют и заполняют свои книги жизни, внося туда записи, рисунки, фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест и т.д.
Книги жизни воспитанников центра выполняются в виде папок, в которых одна страница – это одно задание, где ребенку предлагается о чем-то вспомнить и поразмышлять, сделать рисунок, вклеить фотографию, картинку или ксерокопию, записать свои мысли.
«Книга жизни» помогает формировать у ребенка чувство постоянства, стабильности, принадлежности и идентичности.
Основная ее задача – восстановить последовательность событий ребенка, «обезболить» прошлый опыт и сделать акцент на успехах, положительных событиях.
Она дает ребенку возможность принимать свое прошлое, понимать настоящее и верить в будущее.
В рамках операции «Внимание-подросток!» и профилактической акции «Знать, чтобы жить», специалистами ГАУАО БЦССУ «Радуга» провелись занятия для повышения уровня жизнестойкости подростков с целью профилактики антивитального поведения, формирования навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе).
Рисование пеной – процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Пена очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать необычными виньетками, завитками и другими узорами.
При рисовании на пене используется принцип монотипии. Монотипия - одно из средств развития воображения у детей (от греческого «monos-один, единый и «tupos» - отпечаток) – это такой вид нетрадиционной техники рисования, при котором получается всего один уникальный отпечаток. Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне, однако распространение получила только в 19 в. Появление монотипии в России связано с именем художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века.
Эта техника полезна абсолютно всем, кто нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния, снятии эмоционального напряжения, укреплении межличностных связей, актуализации чувств.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов и качеств художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
По материалам Виталевой К.
«Нетрадиционные техники рисования»,
Черкаленой Л.Т. «Необычное в обычном».
В рамках операции «Внимание-подросток!» и профилактической акции «Знать, чтобы жить» в нашем центре были разработаны и распространены информационные закладки-памятки с телефонами для экстренного реагирования «Мы – против экстремизма».
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны:
похищение людей;
взятие заложников;
случаи угона самолетов;
взрывы бомб;
акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах;
прямые угрозы их реализация и т.д.
Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации –
это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Информация взята с сайта МВД РФ
Сенсорная комната — это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Есть в этой комнате маленький уголок, позволяющий нам по-настоящему расслабиться и услышать свое «Я».
Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком – строил замки или целые города, увлеченно искал или прятал под песком клады и «секретики».
И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большей вероятностью находил их.
Помимо творческого процесса, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному.
Песок позволяет высказать то, на что не хватает слов.
Работая с травматическим опытом ребенка, педагоги-психологи центра проводят занятия с воспитанниками в темной сенсорной комнате, используя, в том числе, и игры с песком, элементы песочной терапии.
В ГАУАО БЦССУ «Радуга» при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется Комплекс мер «Новые возможности».
Благодаря данному комплексу мер проводятся теоретические и практические занятия по повышению финансовой грамотности детей и подростков. Программа по финансовой грамотности была разработана специалистами центра. На занятиях используются приобретённые при поддержке фонда профориентационные игры, модули, видеофильмы и комплексы. Помимо знакомства с основами финансовой грамотности, дети осваивают навыки трудовой деятельности, работают над формированием мотивации к успеху и преодолению трудностей профессионального определения.
С воспитанниками центра «Радуга», которые обучаются в 8-9 классах педагог-психолог провёл занятие по профессиональному самоопределению в рамках программы
«Твой выбор», с использованием профориентационных игровых модулей «Карьерная лестница» и «Профессионально важные качества».
Дети получили представления об устройстве организаций различного типа, разобрали понятия вертикальная и горизонтальная карьерная лестница, а также раскрыли для себя представления о профессионально важных качествах для различных профессий.
Советы педагога-психолога выпускникам по снижению уровня стресса и тревожности в предэкзаменационный период
В период подготовки к экзаменам стресс может быть вызван большой умственной нагрузкой, физической перегрузкой от длительного пребывания в одном положении или нарушением режима сна и отдыха.
Но главной причиной развития стресса и тревожности являются отрицательные переживания и страх перед неизвестностью.
В рамках работы по снижению уровня предэкзаменационной тревожности и стресса педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками выпускных классов.
К занятиям были разработаны общие советы для будущих выпускников:
1. Для преодоления страха перед неизвестностью, необходимо максимально четко и детально представлять, что собой представляет экзамен, который вас ожидает. (Уделите внимание изучению процесса и условий сдачи экзамена: где будет проходить экзамен, кто будет на нем присутствовать, как заполнять бланки, какими буквами писать и др.)
2. При подготовке к экзамену никогда не думайте о провале, ведь отрицательные мысли являются саморазрушающими. Мысленно настраивайте себя на успех и рисуйте в воображении картину триумфа. (Например, в период подготовки к экзамену перед сном представляйте как уверенно и четко вы отвечаете на вопросы, как слова находятся легко и быстро.)
3. Своими страхами полезно поделиться с близкими, друзьями, учителями. Они могут оказать вам неоценимую моральную поддержку и поделиться собственным опытом преодоления волнения перед экзаменами.
4. Смех – это естественная защита организма от стресса и есть не что иное, как система коротких вдохов и выдохов. (Забавная история или юмористическая передача накануне экзамена даст вам возможность снять напряжение.)
5. На экзамене перед входом в кабинет медленно вздохните и выдохните. Входите с уверенностью, что у вас непременно все получится.
6. Во время экзамена старайтесь быть внимательным: слушайте все инструкции до конца, не торопитесь, не отвлекайтесь на посторонние раздражители и дела.
7. На экзамене в тестовой форме дважды читайте задание до конца. Сосредотачивайтесь на выполняемом задании, забыв о предыдущем.
8. Отвечайте сначала на вопросы, в ответах на которые вы не сомневаетесь. Когда вы немного успокоитесь, войдете в рабочий режим, мысли станут более четкими и ясными, и сможете ответить на более сложные вопросы.
9. Если волнение слишком сильное, можно прибегнуть к коротким дыхательным упражнениям. (Сядь удобно, сделай глубокий вдох через нос в течение 5-6 секунд, задержи дыхание на 2-3 секунды и затем выдохни.)
10. И помните, у вас непременно все получится! Вы можешь поддержать себя и формулами самовнушения, например, «Моя память работает хорошо. Я все помню» или «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».