Что такое ПМПК?
ПМПК расшифровывается как
психолого-медико-педагогическая комиссия. Специалисты медицинского,
педагогического и психологического профилей изучают особенности развития
ребенка и коллегиально решают, нужны ли ему специальные образовательные
условия.
Предложение пройти с ребенком ПМПК пугает многих. Есть миф, что после комиссии все дети идут
в коррекционную школу и это клеймо на всю жизнь. На самом деле ПМПК нужна,
чтобы своевременно выявить у ребенка умственные, психические, физические или поведенческие
проблемы и понять, нужны ли ему особые условия для получения образования.
Например, комиссия может назначить ребенку с речевыми нарушениями занятия с логопедом
или рекомендует перевести его в логопедический детский сад, слабослышащим детям
могут назначить занятия с сурдопедагогом, а слабовидящим – по учебникам со шрифтом
Брайля.
Несмотря на то, что в составе комиссии есть
врачи, медицинское обследование они не проводят. Вывод о состоянии здоровья
делают по выписке и заключениям врачей. По сути заседание ПМПК – это просто
беседа. Специалисты разговаривают с ребенком, дают ему задания по возрасту и с
учетом особенностей развития.
Пройти ПМПК может любой ребенок с рождения до 18 лет. Но в раннем возрасте
в этом нет особого смысла: даже если у ребенка есть какие-то проблемы, их заметит
врач, а говорить о специальных образовательных условиях до трех лет еще рано.
Направление на ПМПК может выдать образовательная организация или врач,
наблюдающий ребенка.
В Амурской области есть возможность пройти территориальную или центральную
психолого-медико-педагогическую комиссию. Центральная ПМПК находится в г.
Благовещенск, ул. Северная, 107. Обследование детей, оказание консультативной
помощи родителям и законным представителям специалистами осуществляется
бесплатно.
Рекомендации педагога-психолога по работе
с воспитанниками, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
1.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Если
воспитанник проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым
причинам, нужно позволить ему отреагировать и внимательно выслушать.
2.
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Когда
ребенок успокоится, необходимо обсудить с ним его поведение, не давая при этом
никакой оценки. Важно обсуждать конкретные факты того, что произошло «здесь и
сейчас», не припоминая прошлых поступков. Давая обратную связь агрессивному
поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три
качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
3.
Обсуждение проступка.
Не
надо анализировать поведение в момент проявления агрессии, этим стоит
заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Лучше
это сделать наедине, без свидетелей.
4.
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Специалистам
необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации
взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими
отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка,
сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать
с агрессивным человеком.
5.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
При проявлениях агрессии
обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть
или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно,
и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение
взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
В рамках операции
«Внимание-подросток!» и межведомственной профилактической акции «Знать, чтобы
жить». Представлены рекомендации по предупреждению суицидального поведения.